История марийцев и религии

Давайте поможем друг другу, и даже тогда, когда это не возможно, - все равно - главное верить Дмитрий Черемискин

Мари́йцы


Мари́йцы (мар. мари, Марий, мары, маре, мере, мӓрӹ; русское дореволюционное название — черемисы) — финно-угорский народ в России, проживающий, в основном, в Республике Марий Эл и на севере Республики Башкортостан. В этих двух регионах проживает около 72 % (52 % и 20 %, соответственно) всех марийцев, насчитывающих 547 тысяч человек (2010). Остальные марийцы рассеяны по многим областям и республикам Поволжья и Урала. Один из древнейших и уникальнейших народов центральной России.

Те, кого местная ветвь протобулгар звала «сармис». Отсюда чирмиш и черемисы. Неспроста первые оказавшиеся в названных локациях протобулгары (сувазы) называют аборигенов «сармис». Вам не приходило в голову, что они (знакомые уже с византийцами) знали, кого раннехристанская Европа называла «сарматами»? Ну, а переход сармис в более поздний тюркский чирмиш, а после в еще более поздний русский черемис известен. 


Черемисы


Черемисы - люди с востока, так назвали предков современных мари удмурты(ото мари по марийски). Слово мари означает просто человек. Так луговые или правильно лесные черемисы назывались кожла мари(еловые люди), а горные марийцы и чуваши - курук мари(горные люди). Из поволжских финно угорских народов, черемисы пришли на Русскую равнину из за Урала позже всех и у них в наибольшей степени выражена монголоидность характерная для древних финно угров. Казанский летописец написал, что черемисы жили к востоку от реки Кама вместе с булгарами. И территорию к западу от Камы заселили только в 14м веке, после того как татары уничтожили русское население по реке Волга от Оки до Камы. Археологи подтверждают это. От Нижнего Новгорода до устья Камы тянутся русские городища, уничтоженные пожарами в середине 13го века. Примерно 50 лет на этих землях никто не жил и только после этого появляются черемисы. Казанский летописец пишет про черемис, что они землю не обрабатывают, а охотой, рыбной ловлей и войною живут. Костомаров написал про черемис, что это самое свирепое племя из числа финско татарских. Они регулярно нападали на Русь, доходили до Углича. Во время взятия Казани в 1552м году, горные черемисы были на стороне Ивана Грозного, а луговые на стороне Казанского хана. После присоединения Казанского ханства, черемисам были снижены подати, по сравнению с казанскими и предоставлена полная свобода местного самоуправления,но были запрещены набеги. Народу жившему за счёт набеговой экономики это не понравилось и начались "Черемисские войны" , продолжавшиеся 50 лет. Они закончились после того как были выстроены русские города-крепости с постоянными гарнизонами. Земледельцами черемисы стали только в 17м веке. Луговые черемисы стали основой казанских татар, а горные основой чуваш.



Небольшой финно-угорский народ мари — потомки древнего населения Среднего Поволжья. Марийцев часто называют последними язычниками Европы: некоторые из них до сих пор молятся тем же богам, которых чтили их предки.

В середине XVI века марийские земли стали частью Российского государства. Новая власть ввела здесь крепостное право, военную повинность и высокие налоги, а также насильственно обращала марийских язычников в христианство. Коренное население сопротивлялось и бунтовало почти 30 лет — этот период вошел в историю как Черемисские войны. Некоторые марийцы ушли со своей исторической родины в БашкортостанТатарстан и Пермский край. Эту часть народа стали называть восточными марийцами.

Со временем православие, русская культура и письменность стали заменять марийский язык и верования. Какая-то часть местных отатарилась и приняла ислам. Но ни христианство, ни ислам не смогли вытеснить язычество полностью — некоторые марийцы все так же поклоняются многочисленным божествам и духам.


Кугу Юмо


Главным богом языческого пантеона марийцы признавали доброго Кугу Юмо, бога дневного света, который защищает людей от всякого зла и тьмы и от самих себя.   

В языческом пантеоне марийцев около 40 богов. Верховным богом-творцом считается Ош Поро Кугу Юмо — Белый Большой бог. К нему марийцы обращаются с главными молитвами. Также в марийской религии есть божества природных стихий: воды, леса, огня. Есть и злые духи — Керемет, Вувер. Каждый из богов требует особого отношения и специальных ритуалов.

У марийцев нет традиционных церквей: богослужение и жертвоприношение происходят в священных рощах — кусото. С древних времен в Республике Марий Эл их сохранилось более 300. Марийцы верят, что во время молений в священных деревьях, онапу, пребывают боги.

Лес и место для моления выбирает марийский жрец — карт. Он считается посредником между людьми и богами — именно он проводит всеобщий молебен общины. Карт бьет в бубен и отчеканивает ритм ножом и топором — так он отгоняет злых духов от священного места. Добрых богов он просит о плодородии, здоровье, достатке и семейном счастье.

Чтобы боги услышали молитвы, марийцы преподносят им дары. Чаще всего это пресный хлеб, вареный гусь и традиционные трехслойные блины — коман-мелна. После этого начинается совместная трапеза. Остатки еды не выбрасывают: их либо сжигают, либо забирают домой. Закончив молебен, в священной роще наводят порядок. Леса неприкосновенны — здесь не ломают веток, не собирают грибов и тем более не оставляют мусор.

В культуре марийцев сохранились многие обряды, например свадебные и погребальные ритуалы. Один из обрядов — сурем ужо — изгнание из целой деревни злого духа. По мнению марийцев, он избавляет деревню от злых сил в пастбищный период.

Сурем ужо проходит в ночь на 6 мая. На окраине деревни собираются марийцы, разводят костер и прыгают через него — это обряд самоочищения. Затем его участники отправляются в деревню и обходят все дома с шумом, криками, звоном колоколов. Жители домов встречают их и угощают яйцами, хлебом и картошкой. Потом процессия идет на другую окраину деревни, снова разжигает костер, ставит котелки и варит угощения. Часть еды марийцы закапывают — так они подносят дары земле; остальное съедают. Длится обряд до самого утра.

Сохранился в культуре марийцев и традиционный танец — кандыра, или «Веревочка». Обычно в нем участвуют два парня и одна девушка. Так как одновременно могут танцевать сразу несколько пар, часто получается целая цепочка танцоров, которая может достигать километра. Один из элементов танца — дробушка, или тывырдык (быстрое движение ногами на одном месте). Четкий ритм кандыра поддерживают ритуальные марийские народные инструменты — барабан и шувыр (разновидность волынки). Марийцы верят, что во время этого танца-молитвы из тела выходит вся плохая энергия.

Самобытен и марийский костюм. Ткань для него изготавливается из конопляного холста или из шерстяных нитей домашнего прядения. Называется такая ткань пестрядью, потому что создается из разноцветных нитей. Затем марийские женщины расшивают костюмы с изнанки, а узор получается на лицевой стороне. В вышивке используется древний орнамент: птицы, кони, солярные знаки, бараньи рога, растения — всё это символы плодородия и обновления жизни. Женские и девичьи костюмы умелицы дополняют нагрудными украшениями яга, которые изготавливают из бисера и монет. Марийцы верят: звон серебра отпугивает нечистую силу, оберегая свою хозяйку.


Коджа Ералтем

Князь

Марийский князь Юмского княжества, оставленного марийцами под натиском русских. В 1242 году Коджа перенёс ставку в Шангонское княжество в новообразованный город Якшан.


Чумбылат 

Князь


Легендарный марийский князь, живший в XII веке и вошедший в марийскую мифологию, «царь северных марийцев». Имя собственное, от тюрк. «чум», муж + «булат», «сталь особой прочности». Имел княжескую резиденцию в Кукарке, куда она была перенесена из Какшара после его захвата в 1181 новгородскими ушкуйниками. Впоследствии Чумбылат руководил нападением на укреплённые центры ушкуйников Котельнич и Хлынов, в результате которой их стёрли с лица земли. По этому поводу в православных церквях долгое время проходили богослужения два раза в год. Чумбылат прожил долгую жизнь. Перед смертью он завещал похоронить его на вершине горы на берегу реки Немда.


Онар



Онар – мифологический герой народа мари, отличается огромным ростом, в мифологии онары – первые люди-мари, основатели деревень, отождествляются с предками-предводителями. Марийский край называют землей Онара. Из марийской сказки об Онаре: «Онар был великаном, головой доставал до облаков, сама Волга ему была по колено… Онар был настолько силён, что огромный дуб мог вытащить из земли вместе с корнями, точно репейник. 


Аказ Тугаев



Аказ Тугаев - настоящее имя горномарийского сотного князя Акпарса, сподвижника Ивана Грозного, отличившегося при взятии Казани в 1552-м году. Он командовал Горным полком, в котором сражались горные мари, чуваши, мордва. Стяг горного полка, по некоторым данным, представлял белое полотнище с восьмиконечным православным крестом посередине (Акпарс был сознательно крещен в православие) и марийским орнаментом по краям. В глубинке республики, на Картуковском повороте стоит памятник национальному герою Акпарсу, в руках держит гусли народный Белый князь, как зовут его люди. Акпарс или Белый барс. Герой, победивший врагов гуслями. Акпарс или Белый барс. Герой, победивший врагов гуслями. Кто проезжает мимо останавливаются у памятника и подходят к камню читая напутствие про край Горномарийский : Акпарс или Белый барс. 


АКПАТЫР


АКПАТЫР - легендарный марийский герой XVI века, возглавлявший союз китяковских марийцев (Малмыжский район Кировской области).
По преданию, Акпатыра, оставшегося сиротой, усыновил богатый татарин. Светловолосый и голубоглазый, он внешне отличался от двух родных сыновей своего опекуна, с которыми крепко сдружился. Возмужав, они много путешествовали, многое повидали и узнали. Вернувшись в родные края. Акпатыр заметно выделялся знаниями и мудростью. 


Шуме́ры  



Шуме́ры — древнее население Южной Месопотамии (современный Ирак), говорившее на шумерском языке. С ними традиционно связывается возникновение цивилизации...

История марийцев

А теперь заглянем в историю, которая очень богата и интересна! В древние времена в этих краях шли различные ожесточённые бои. В 1174г. многочисленными и отлично вооружёнными ушкуйниками (разбойниками) был захвачен марийский город Кокшаров (Котельнич). Спасаясь, население уходит к реке Юме, и там обосновывается. В 1181г. ушкуйники нападают на Юму, вынуждая марийцев переселиться в Поветлужье. Таким образом, на земле где сейчас находится село, в 1240г. был основан город Якшан, юмским князем Коджа Ералтем ставший одной из двух столиц марийского княжества на северо-востоке современной Костромской области. Второй столицей был город Шанга (сегодня деревня Старо-Шангское).

В середине XVI в. Поветлужье вошло в состав Московского княжества. В первой четверти XVII в. неподалёку от Якшана был основан Кажиров монастырь, от которого впоследствии и произошло переименование в Кажирово.

Этот малозаселенный и труднодоступный край был обетованным местом для беглых крепостных крестьян, скрывавшихся от злых помещиков. В монастыре они находили приют. Это многократно вызывало недовольство у властей и на монастырь, постоянно посылались военные отряды. В итоге монастырь был упразднён в 1764г., а затем разрушен. Однако это уже другая история.

Первоначально город Якшан был основан черемисским юмским князем Коджа Ералтем, на землях шангского черемисского князя Кая, имевшего резиденцию в Шанге (мар. Шанза). Впоследствии Коджа Ералтем принял христианство под именем Елиазар и строил церкви, беспрепятственно допуская на марийских землях русские и татарские поселения с Галичской земли и Вятской стороны.. В 1246 году русские поселения в Поветлужье подверглись внезапному нападению монголо-татар и разорению. Русское население, скрываясь от набегов татар и междоусобиц, осело в марийском княжестве: в Шанге и Якшане. Марийское население с принятием христианства постепенно ассимилировалось с русскими.

К 40-м годам Ветлужское марийское княжество стало иметь мощный военный потенциал.. Поэтому Шангские марийцы, уверовав в свое могущество, стали нападать, грабить и сжигать русские поселения. Жалобы русских поселенцев дошли до новгородского князя Александра. 

К 40-м годам Ветлужское марийское княжество стало иметь мощный военный потенциал.. Поэтому Шангские марийцы, уверовав в свое могущество, стали нападать, грабить и сжигать русские поселения. Жалобы русских поселенцев дошли до новгородского князя Александра.

В 1242 году Александр Невский посылает рать, сжигает крепость Шангу и изгоняет марийцев за реку Ветлугу. Они снова строят, но уже на левом берегу Ветлуги, крепость Шангу, продолжают нападать на русских и уничтожать их имущество.

В 1245 году по жалобе галичского князя Константина Ярославича Удалого (брата Александра Невского) хан (татарский) приказал правый берег Ветлуги отдать галичскому князю, а левый - черемисам. Возобновляется Якшан и вновь построены Булаксы и Юр. Жалоба галичского князя, очевидно, вызвана непрекращающимися набегами ветлужских черемис.

В 1247 году великий князь Александр Невский заключил мир с марийцами (Ветлужским княжеством) и повелел производить торговлю и обмен товаров в Шанге. Татарский хан и русские князья признали Марийское княжество и вынуждены были с ним считаться. Тем не менее, русская экспансия в восточном направлении не прекратилась, а несколько замедлилась и в основном устремилась в бассейны северных притоков Волги, где власть золотоордынских ханов была номинальной.

В этот период марийский князь Кай (Ветля-Шангонского кугузства), опасаясь русских дружин, укрепляет города Хлынов ветлужский, и Шангу (на левом берегу Ветлуги). В это же время на смену старому князю приходит следующий марийский князь Кий. Предание сохранило имя прежнего Шангского князя — Шинхай (шанский Кай).

В 13 веке был основан город Юр (современный город Ветлуга Нижегородской области) он стал центром марийского Ветлужского княжества (южного). Точное время основания и местоположение города не известно. Большинство историков считает, что он находился в левобережной низкой заболоченной части Поветлужья на берегу реки Юрьевки (притоке реки Ветлуги) близ местоположения современного города Ветлуги. По другой версии, город Юр находился на правом (высоком) берегу Ветлуги в точности на месте расположения современного города.

В 1277 году Галичский князь Давид Константинович (племянник Александра Невского) вывел торговые отношения с марийцами на высокий уровень. Производилась торговля мехами, медом, гончарными изделиями и военной амуницией.

В 1280 году город Юр кугуз Бай усилил и укрепил. В то время город был одним из основных укреплённых пунктов княжества. Через Поветлужье проходил с севера на юг очень важный сухопутно-водный путь из Северной Двины на бассейн Волгу. Через город также проходила с запада на восток большая сухопутная дорога из костромских земель в марийские.

В 13-14 веках проникновение в край русских шло с Унжи, через водораздельные леса. Этот процесс был медленным и по отношению к марийцам мирным. Сначала заселялось Среднее Поветлужье, , где реки Унжа и Ветлуга особенно сближаются.

В первой половине XIV века русские князья с марийцами активных боевых действий не вели, привлекали на свою сторону марийскую знать, активно способствовали распространению среди мари христианства, поощряли переход на марийские земли русских поселенцев.

В 1345 году галичский князь Андрей Семенович (сын Симеона Гордого) женился на дочери марийского князя Никиты Ивановича Байбороды (марийское имя Ош Пандаш). Ош Пандаш принял православие, а выданная им за Андрея дочь, крещена Марией. На свадьбе в Галиче была вторая жена Симеона Гордого – Евпраксия, на которую по легенде, марийский колдун из-за зависти навел порчу. Что, однако, обошлось марийцам, без каких либо последствий.

В 1351 году ситуация меняется, галичский князь (с 1346 года) Андрей Фёдорович направил свою дружину против марийского княжества. Байборода объединил разрозненные марийские племена и привлёк на свою сторону татар. Столкновения продолжались 19 лет. Дружина Андрея Фёдоровича измотанная в междоусобных распрях русских князей была сильно ослаблена, и в нескольких сражениях разбита марийцами. Андрей Фёдорович в 1372 году бежал в Переяславль - Залесский, марийское княжество становится независимым. А марийская знать всё сильнее ориентируется на татар.

В 1374 году марийские земли были разорены отрядом новгородских ушкуйников (разбойников). Русские летописи сообщают, что часть отряда новгородцев в 40 ушкуев (судов) спустилась по Вятке и Каме и "поидоша вверх по Волзе и дошедше Обухова, пограбиша все Засурье и Маркваш (земли мордвы) и перешед за Волгу, суда все иссекоша, а сама пойдоша к Вятке на конех и много сёл по Ветлузе идуще пограбиша".

В 1380 году татары потерпели поражение от Дмитрия Донского, владевшего и Галичем. Но ветлужский и хлыновский князь Никита Иванович Байборода в союзе с татарами разгромил и опустошил Воскресенский монастырь в Галичской округе. Летописец говорит: «Бог наказал князя Никиту, пришла на его землю болезнь корчевая, жители все вымерли и уничтожился Пысте-Хлынов» (Липовый город) - город, бывший на берегу Ветлуги, по прежнему названию - река Энер. Церковь Воздвижения, построенная выше города (1300), осталась на берегу, но за ветхостью пришла в разрушение и запустение, не имея духовенства, так что и новгородские ушкуйники в 1392 году ничего не могли найти в ней ценного.

В 1385 году в марийском княжестве из-за неурожая хлебов и наводнения, которым смыло "город Хлынов", начался голод, и вспыхнула эпидемия. Во время, которой умер князь Никита Байборода. Ромачинская Священная Роща в Тоншаевском районе известна как место захоронения Байбороды.
В 1392 году марийские земли подверглись очередному набегу новгородских ушкуйников.
В 1392 году Нижегородское княжеств было присоединено к Москве, а земли на Ветлуге по прежнему управлялись черемисскими князьями.

Черемисы были весьма воинственны: начиная с конца 14 века они постоянно нападали на унженские, галичские и великоустюжские земли, а после возникновения в 30-е годы 15 века Казанского ханства стали совершать такие набеги вместе с казанскими татарами. До середины 16 века территория современной республики Марий Эл входила в состав Галицкой даруги Казанского ханства. Эту территорию населяли марийцы.

В 1394 году ветлужские марийцы посылают свой отряд под Казань к Тохтамышу.

В 1396 году вождём ветлужских марийцев был избран Кельдибек. С образованием Казанского ханства ветлужские князья стали их вассалами.

В 1396 году ветлужский князь Кильдибек, стал собирать татарам дань и помогать им в случае войны. Галичский князь Юрий Дмитриевич в 1399 году заставил Кильдебека платить ему дань. На следующий год Юрий Дмитриевич передает в Ветлужское княжество русским поселенцам орудия и пороху для ведения боевых действий против марийцев и татар. В ответ, Кильдебек воспользовался русской разобщенностью, и заключил союз с вятчанами в Хлынове (в это время Вятская республика со столицей в Хлынове, была независимой от Руси), и совершил набег на Великий Устюг.

В 1417 году Кильдибек со своим войском совершил набег на Великий Устюг, разорил и сжег город. Ценности монастырей и устюжан были вывезены и поделены между знатью. Тогда же пленные устюжане, в том числе священники, были приведены в Шангу и Якшан. Среди них был Преподобный Варнава. Ко времени образования Казанского ханства в сферу влияния русских государственных образований вошли марийцы Окско-Свияжского междуречья, междуречья Унжи и Ветлуги, Поветлужья и Средней Вятки.

В 1427 году марийцы в союзе с татарами совершают очередной набег на русские земли, во время которого Галич выдержал четырехнедельную осаду.

В 1429 году Кельдибек принял участие в походе булгаро-татарских войск во главе с Алибеком на Галич и Кострому. В ответ на это в 1431 г. Василий II предпринял суровые карательные меры против булгар, которые и без того серьезно пострадали от страшного голода и эпидемии чумы.

В 1433 году марийцы, не имея больше сил сдерживать русских князей, по решению ордынского хана Ахмета оставляют старый город Шангу на правом берегу Ветлуги и переселяются на левый берег, где строят новый город Шангу-Шиленгу.

В 1435 году в одном из столкновений с дружиной Василия Косого щангский князь Кильдебек был убит. Тем не менее, марийцы периодически оказывали сопротивление привлекая татар, и ветлужские земли постоянно переходили из рук в руки. В ответ на гибель князя Кельдибека ветлужские марийцы в 1435 и 1438 годах в союзе с вятчанами совершают набег на Двинскую землю и разоряют Великий Устюг.

В 1436 году, после распада Золотой Орды, Поветлужье попадает под влияние Казанского ханства с центром в Казани, образовавшегося вместе с Астраханским и Сибирским ханствами на развалинах Золотой Орды.

В течение 1439-1441 гг., судя по Ветлужскому летописцу, марийские и татарские воины уничтожили все русские поселения на территории бывшего Ветлужского кугузства, ветлужскими марийцами стали управлять казанские «наместники». В даннической зависимости от Казанского ханства вскоре оказались и Вятская Земля, и Пермь Великая.

В 50-е гг. 15 века Москве удалось подчинить Вятскую Землю и часть Поветлужья; вскоре, в 1461–1462 гг. русские войска даже вступили в непосредственный вооруженный конфликт с Казанским ханством, в ходе которого преимущественно пострадали марийские земли левобережья Волги.

Зимой 1467/68 гг. была предпринята попытка устранить либо ослабить союзников Казани - марийцев. С этой целью были организованы два похода «на черемису». Первая, основная группа, которая состояла преимущественно из отборных войск - «двора князя великого полки» - обрушилась на левобережных марийцев.

Однако даже это не помешало казанцам, включая, скорее всего, и марийских воинов, уже зимой-летом 1468 г. разорить Кичменгу с прилегающими селениями (верховья рек Унжа и Юг), а также костромские волости и дважды кряду - окрестности Мурома. Установился паритет в карательных действиях, скорее всего, слабо повлиявших на состояние вооруженных сил противостоявших друг другу сторон. Дело свелось преимущественно к грабежам, массовому уничтожению, уводу в плен мирного населения - марийцев, чувашей, русских, мордвы и др.

В 50-60 годах 15 века наступает агония ветлужского марийского княжества. Мари, пытаясь сохранить хоть какие то остатки независимости заключают союз в вятчанами и новгородцами, которые ведут борьбу за свою самостоятельность с московскими князьями. Марийцы в союзе с татарами и вятчанами совершают набеги на Двинскую землю, Галич и Кострому.

В 1522 году шангские городки, крепости, и другие поселения на Ветлуге были захвачены и удерживались марийцами и татарами до 1540 года. Возобновились марийско - татарские набеги на русские земли. В ответ на разорение Унжи в 1523 году Василий III отправил в Понизовье судовую и конную рать. Поход оказался удачным. При впадении реки Суры в Волгу, на Казанской стороне был заложен город-крепость Васильсурск.

Уже в следующем, 1524 году войска Московского великого князя Василия III совершили большой поход на восток. Под Казанью произошло крупное сражение, и “на том бою многих князей, и мурз, и Татар, и Черемису, и Чювашу избиша”. Для закрепления победы дополнительно были посланы конный отряд и флотилия И. Палецкого. Черемисы конницу перебили, а судам устроили засаду и большинство из них потопили. Об этом Н.М. Карамзин писал: “Там, где Волга, усеянная островами, стесняется между ими, черемисы запрудили реку каменьем и деревьями. Сия преграда изумила россиян. Суда, увлекаемые стремлением воды, разбивались одно об другое или об камни, а с высокого берега сыпались на них стрелы и катились бревна, пускаемые черемисами. Погибло несколько тысяч людей, убитых или утопших: и князь Палецкий, оставив в реке большую часть военных снарядов, с немногими судами достиг нашего стана”. Русское войско было вынуждено отступить от Казани. При этом на обратном пути воеводы “повоеваша нагорную черемису”.

В 1530 году огромная русская армия вновь вторглась в пределы Казанского ханства. Татарские и марийские войска пытались воспрепятствовать ее переходу с правого на левый берег Волги, но безуспешно. “И божиею милостию великого князя воеводы татар и черемис побили и Волгу перевозились на казанскую сторону”. В последовавших затем сражениях у стен Казани и в окрестностях “многых татар и жен их и детей и черемисы бесчисленно побиша, а иных плениша”.

В 1542 году казанская рать из татар и марийцев по Вятке и её притоку Моломе незаметно пробралась к Великому Устюгу, взяла его, разграбила и увела в плен население. Вятчане, узнав об этом, устроили засаду в устье Моломы (близ г. Котельнича). Когда казанская рать, плывшая на плотах с награбленным добром и пленными, показалась из-за поворота реки, вятчане напали на неё. В результате кровавого боя пленные были отбиты, татары истреблены, а марийцы ушли лесами в свои поселения на Пижме.
Для русского государства, как по политическим, так и по экономическим мотивам было необходимо разгромить Казанское ханство. В 1552 году во время третьего похода Ивана Грозного Казань пала. В ней был оставлен русский гарнизон, по окраинным улусам разосланы грамоты с указанием, чтобы население "ясаки бы платило по-прежнему".

Черемисская война 1552–1557 гг. отличается от последующих Черемисских войн второй половины 16 в., причем не столько потому, что она была первой из этого ряда войн, сколько тем, что она носила характер национально-освободительной борьбы и не имела заметной антифеодальной направленности. Более того, антимосковское повстанческое движение в Среднем Поволжье в 1552–1557 гг. является, по своей сути, продолжением Казанской войны, и главной целью его участников было восстановление Казанского ханства.

По всей видимости, для основной массы левобережного марийского населения эта война не была восстанием, поскольку свое новое подданство признали представители только приказанских марийцев. На самом деле в 1552–1557 гг. большинство марийцев вело внешнюю войну против Русского государства и вместе с остальным населением Казанского края отстаивало свою свободу и независимость.

Так в мае 1557 года первый этап национально-освободительной войны на Луговой стороне потерпел поражение, край был приведен “в конечное смирение”.

Весною в 1557 году Иоанн в сию несчастную землю, наполненную пеплом и могилами, послал стряпчего Семена Ярцова с объявлением, что ужасы ратные миновались и что народы ее могут благоденствовать в тишине как верные подданные Белого Царя.

Современные исследователи (А.Г. Бахтин, С.К. Свечников) именно с этими событиями связывают дату фактического присоединения марийцев и вообще Среднего Поволжья к Русскому государству.

Все волны движения сопротивления гасли в результате широкомасштабных карательных операций войск Ивана IV. В ряде эпизодов повстанческое движение перерастало в форму гражданской войны и классовой борьбы, однако характерообразующей оставалась борьба за освобождение родины.

Движение сопротивления прекратилось вследствие нескольких факторов:

1. беспрерывные вооруженные столкновения с царскими войсками, приносившие неисчислимые жертвы и разрушения местному населению,
2. массовый голод, эпидемия чумы, пришедшая из заволжских степей,
3. луговые марийцы лишились поддержки со стороны своих прежних союзников - татар и южных удмуртов.

В мае 1557 г. представители практически всех групп луговых и восточных марийцев принесли присягу русскому царю.

Редкий в истории пример – проиграв битву, остаться победителем! В чём это выражается? А вот в чём. До сегодняшнего дня марийцы сохранили свою веру, следовательно свой язык, свои обычаи, свою национальную идентичность, всё это разве не победа? Их старая вера, Марийская Традиционная Религия (МТР), сегодня параллельно сосуществует с Православием, Исламом и другими традиционными религиями России. Но тут надо и учесть стремление русских правителей мирно жить со всеми народами России. И в советские времена впервые у марийцев появилось свое автономное государство. Можно согласиться с фразой молодой немецкой журналистки: «Сегодня марийцы – это чуть ли не последние язычники Европы». 

С покорением Казани был проложен тракт из Казани на Ветлугу, он пересекал ее на территории современного Шарьинского района у села Рождественское, затем шел на Пыщуг, Никольск, Великий Устюг и на Архангельск, через который налаживалась торговля с Западной Европой.

В начале XII века шангский князь Кай, опасаясь русских дружин, превращает Шангу в укреплённый город, строит для себя ещё новый город Хлынов Ветлужский. В 1174 году марийское население подвергается нападению. «Ветлужский летописец» повествует: «новгородские повольники завоевали у марийцев их город Кокшаров на реке Вятке и назвали его Котельничем, последние ушли к Юме и Ветлуге».

Время основания Шанзы (Шанги) на Ветлуге неизвестно. Но несомненно, что её основание связано с продвижением славянского населения в районы заселенные марийцами. Слово "шанза" происходит от марийского шэнцэ (шензэ) и означает глаз. ... Более того, в 1190 году мари поставили на р. Ветлуге еще один "город Хлынов", во главе которого был князь Кай. Только к 1229 году русским князьям удалось принудить Кая заключить с ними мир и платить дань.  Через год Кай отказался от дани.


Материалы для статьи взяты из открытых источников.